Изменения в Законе об обращениях граждан: что нового?

Среди основных изменений, вносимых данным Законом в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», можно отметить следующие.

  1. Электронные обращения

Ранее электронные обращения могли подаваться при помощи электронной почты и (или) специальных форм на сайтах соответствующих организаций. После вступления в силу изменений подача электронных обращений будет возможна только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Для заявителей доступ к системе, а также использование информационных ресурсов будет бесплатным (абз. 3, 4 п. 16 ст. 1 Закона № 176-З).

У граждан, их представителей или юридических лиц не будут брать согласие на представление сведений об их обращениях вышестоящим организациям, другим госорганам и госорганизациям, если эти сведения понадобятся для рассмотрения обращений (абз. 4, 5 п. 16 ст. 1 Закона № 176-З). На электронное обращение дадут письменный ответ (направят письменное уведомление), только если об этом попросит заявитель).

2. Обращения, имеющие массовый характер

К ним относятся электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более 10. Если после размещения ответа на них на официальном сайте организации поступят иные аналогичные письменные или электронные обращения, их рассматривать не будут и ответ (уведомление) не дадут (абз. 3, 4 п. 17 ст. 1 Закона № 176-З).

3. Книга замечаний и предложений

Такая книга обязательна в организациях и у ИП, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения (магазины, точки общепита и т.д.).

Полный перечень сфер реализации организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ и оказания услуг в которых ведется книга замечаний и предложений предусмотрен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений» (в ред. от 19.12.2022). Первичным профсоюзным организациям такую книгу вести не нужно.

4. Права заявителей, отказ от личного приема, оставление обращений без рассмотрения

Заявители смогут: делать выписки из материалов, относящихся к рассмотрению их обращений (за исключением материалов, содержащих информацию, ограниченную к распространению и (или) предоставлению), и фотографировать данные материалы (абз. 3 п. 5 ст. 1 Закона № 176-З); применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием (абз. 5 п. 5 ст. 1 Закона № 176-З).

Должностные лица и работники организаций откажут в предварительной записи на личный прием и в таком приеме в случае:

— применения заявителем технических средств (аудио- и видеозапись, кино и фотосъемка) без согласия проводящего личный прием должностного лица;

— непредъявления документов, удостоверяющих личность заявителя или его представителя, а также документов, подтверждающих полномочия представителя (абз. 5, 6 п. 4 ст. 1 Закона № 176-З).

Устные и письменные обращения оставят без рассмотрения, если: они содержат угрозу жизни, здоровью и имуществу, побуждение к противоправному деянию; заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение (абз. 5, 13 п. 11 ст. 1 Закона № 176-З).